Постановление Правительства РФ № 924, как средство борьбы с потребителями.

24 ноября 2011 года вступило в силу новое постановление Правительства Российской Федерации за номером 924, изменившее список технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах

24 ноября 2011 года вступило в силу новое постановление Правительства Российской Федерации за номером 924, изменившее список технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

Конечно же, я не мог остаться в стороне и не прокоментировать это постановление с точек зрения, как продавца, так и потребителя.

В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

  • Утвердить прилагаемый перечень технически сложных товаров.
  • Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2303).
  • Согласно новому перечню ТСТ миллионы потребителей бытовой техники, проживающие в Российской Федерации, лишились права на возврат или обмен многих видов бытовой техники с недостатками. Все эти виды техники, согласно Закона О Защите Прав Потребителей, теперь можно будет вернуть или обменять только после ремонта.

    Если старый перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков содержал примерно 30% видов бытовой техники, то новая его редакция, согласно Постановлению № 924, расширила этот перечень до 80%.

    С одной стороны необходимость редактирования этого перечня ТСТ давно была очевидна и необходима. За 15 лет с момента вступления в силу Постановления № 575, содержащего первую редакцию перечня, технический прогресс шагнул вперед очень далеко и появилось много технически сложных видов бытовой техники, которой в старом перечне места не было.

    С другой стороны, Постановление № 924, утвердив новый список, очень сильно ограничило права потребителей и склонило законодательную «чашу весов» в пользу продавцов и производителей. Исходя из того, что Закон о Защите Прав Потребителей и так был, мягко говоря, далек от совершенства, то теперь вся его «Защита» вызывает очень большие сомнения. Большое расширение номенклатуры тех групп бытовой техники, которые Постановление № 924 отнесло к технически сложным, приведет к тому что абсолютному большинству потребителей по истечении 15 дней после покупки товара и выявления в нем недостатка, придется ждать ремонта, максимальный срок которого составляет 45 дней.

    Интересно, что снижение уровня защиты прав и интересов 140 миллионов потребителей произошло накануне выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Кроме того, такое снижение защиты в корне расходится с общемировой практикой, так как во многих экономически развитых странах степень защиты прав и интересов потребителей постоянно увеличивается путем развития законодательства в данной области. В большинстве европейских стран можно вернуть или обменять товар при наличии любого недостатка, а в некоторых даже в случае отсутствия недостатков, просто потому что потребитель раздумал приобретать.

    Конечно, можно долго обсуждать и осуждать Постановление № 924, как и большинство подобных законодательных документов, принятых нашим правительством за последние годы, но поскольку на данный момент изменить мы ничего не можем, то остается попробовать разобраться с тем перечнем технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, который начал действовать с 24 ноября 2011 года.

    Взглянем на него поближе и разберем «по полочкам».

    1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем
    внутреннего сгорания (с электродвигателем)

    Этот пункт понятен и без разъяснения – если вы собираетесь прикупить в ближайшем будущем какой-либо летательный аппарат (игрушку или настоящий), то будьте уверены просто так вернуть его или обменять не удастся – придется ремонтировать.

    2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

    Здесь вроде тоже все ясно – все машины, мотоциклы и прочие транспортные средства, в том числе и игрушечные, если на них установлен двигатель.

    3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

    В рассмотрении так же не нуждается.

    4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.

    Всё с двигателем для перемещения по СНЕГУ.

    5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

    Плавать теперь тоже лучше без поломок, иначе придется долго ремонтировать.

    6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

    Этот пункт огорчит многих потребителей. В данный момент на многих форумах идут споры, что же именно относится к «оборудованию для навигации и беспроводной связи для бытового использования». Но, думается мне, что спорить здесь бесполезно – все навигаторы и сотовые телефоны, не зависимо от цены и начинки, а также спутниковые приборы связи с сенсорным экраном теперь тоже при обнаружении неисправности обменять или вернуть не получится. Только ремонтировать.

    7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.

    Данный пункт Постановления № 924 уточнил, в отличии от предыдущей редакции, что именно законодатель подразумевает под понятием «компьютеры». Обратите внимание, что такое понятие как «периферийные устройства» теперь на применяется. Следовательно, такие товары как мышки, клавиатуры, модемы, роутеры и прочее теперь можно при обнаружении недостатка возвращать или обменивать без ремонта. Кроме того, получается, что все комплектующие блоки к компьютерам, такие как материнские платы, видеокарты, звуковые карты и прочее, приобретаемые отдельно, тоже в данный перечень не входят.

    8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.

    Здесь стоит уточнить, что к данному пункту относятся именно МФУ, ни не принтеры или сканеры по отдельности.

    9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.

    С игровыми приставками все понятно – они все имеют цифровые блоки. А вот если приобретаешь спутниковую тарелку или ресивер для нее по отдельности, то это вроде как не комплект – не совсем четко и спорно.

    10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.

    Абсолютно все современные телевизоры, т. к. ламповых уже не выпускают. Так же все проекторы, кроме пленочных, если такие еще кто-нибудь помнит.

    11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.

    С цифровыми камерами все понятно, а вот, что относить к кинооборудованию мне ясно не совсем. Например, домашний кинотеатр или DVD плеер – это кинооборудование или нет?

    12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.

    Это перечисление тоже очень забавное. Все вроде ясно, но вот критерии выбора товарных групп остаются загадкой. Почему, например, забыли про газовые плиты? Кофемашины в перечень вошли, а хлебопечки почему-то нет.

    Странно все это как-то и складывается такое ощущение, что люди, составлявшие данный список, были не совсем в теме и будь у них техническое образование а не юридическое они не занимались бы написанием перечня из 12 пунктов в течении нескольких лет.

    Принятие Постановления № 924 наглядно показывает о некомпетентности людей его составлявших, поскольку очень много товарных позиций остались определены нечетко и как и в прошлой редакции остается много возможностей для двойственного толкования к какой группе относится товар – к технически сложной или нет. Можно ли требовать его возврата или обмена снова будет решать красноречие юристов.

    Нам же с вами -  потребителям и продавцам – остается только надеяться, что в связи с принятием нового перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, не возрастет количество конфликтных ситуаций, связанных с продажей некачественной техники. Что с увеличивающейся нагрузкой на сервисные центры не упадет качество ремонта и не увеличатся его сроки.

    А через неделю мы все дружно пойдем и проголосуем за думающее о нашем благосостоянии, нашей защите правительство и будем с уверенностью смотреть в завтрашний день.

    Удачной Вам защиты, друзья.